Художественные сокровища усадеб Коломенского уезда

Неизвестный художник. Картина "Портрет схимонахини Нектарии (княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1714-1771)". Вторая половина XVIII в. Фондодержатель: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Номер в Госкаталоге: 8651868. Номер по КП (ГИК): АОМИИ КП 48. Инвентарный номер: Ж 601.
Неизвестный художник. Картина "Портрет схимонахини Нектарии (княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1714-1771)". Вторая половина XVIII в. Фондодержатель: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Номер в Госкаталоге: 8651868. Номер по КП (ГИК): АОМИИ КП 48. Инвентарный номер: Ж 601.

Предметы искусства и предметы современных музейных коллекций, связанные с усадьбами Коломенского уезда — «Непецино», «Акатьево», «Кривякино», «Мещерино».

Обстановка в старинных усадьбах — отдельная и очень интересная тема. К сожалению, найти описи предметов искусства, некогда хранившихся в этих усадьбах, довольно сложно. На помощь приходят художественные каталоги, каталоги современных музеев и архивные документы первых лет советской власти, связанные с конфискацией ценностей из усадеб, позволяющие получить хоть какое-то представление об их культурной составляющей.

Имение «Непецино». Портреты для Дягилева

В имении Сергея Евгеньевича Новикова при селе Непецине С. П. Дягилев, известный многим благодаря «Русским сезонам», отобрал для грандиозной Историко-художественной выставки русских портретов XVIII–XIX столетий, проходившей в Таврическом дворце с 6 марта по 26 сентября 1905 года, несколько портретов семьи князей Долгоруких.

О «Русских сезонах»:

«Русские сезоны» — это гастрольные выступления артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, организованные Сергеем Павловичем Дягилевым, которые знакомили европейскую публику с русским искусством. Они проходили в Париже и других европейских городах в начале XX века.
Основная цель «Русских сезонов» заключалась в популяризации русского балета и музыки. На сцене были представлены оперы и балеты, которые отличались новаторским подходом и использованием оригинальных музыкальных и хореографических решений.
Наиболее известными постановками стали балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жар-птица» и другие. Эти спектакли привлекли внимание зрителей и критиков, а также оказали значительное влияние на развитие балета в Европе.
«Русские сезоны» стали важным событием в культурной жизни Европы и способствовали распространению русского искусства за рубежом. Они открыли новые имена и таланты, а также внесли вклад в формирование международного стиля в балете. Театральным «Русским сезонам» предшествовали художественные выставки.
В частности, в 1906 году в рамках Осеннего салона в Париже состоялась Русская художественная выставка, а в 1907 году в Париже прошли Исторические русские концерты.

Портрет Сергея Дягилева. 1904. В. А. Серов (1865 - 1911). Из собрания Русского музея.
Портрет Сергея Дягилева. 1904. В. А. Серов (1865 — 1911). Из собрания Русского музея.

Ну а до «Русских сезонов» С. П. Дягилев успел организовать ту самую историко-художественную выставку русских портретов XVII—XVIII веков в Овальном зале Таврического дворца (так называемая «Таврическая выставка»), которая открылась 6 марта 1905 года. Оформителем выставки был А. Н. Бенуа. Выставка имела широкий успех и стала революционной с точки зрения синтеза искусств и формирования целостного впечатления у посетителей. Совместное воздействие оформления залов, расположения полотен, подписей, логического порядка многократно усиливали эффект, полученный зрителем 0.

Студенты Профсоюзного института (г. Ленинград) на практике в усадьбе Непецино Коломенского уезда. 1927 г. Из фондов Краеведческого музея online "Про Край".
Студенты Профсоюзного института (г. Ленинград) на практике в усадьбе Непецино Коломенского уезда. 1927 г. Из фондов Краеведческого музея online «Про Край».

Как раз летом 1904 года Сергей Петрович Дягилев посетил не менее семидесяти двух имений в рамках подготовки экспозиции для этой выставки, среди которых было и имение статского советника Сергея Евгеньевича Новикова — «Непецино».

Из нескольких портретов, находящихся в Непецине, удалось идентифицировать авторов по подписям только двух из них: это Федор Федорович (Фридрих) Кюнель, написавший портрет князя Александра Ивановича Долгорукого (№ 988 на Таврической выставке 0), сына Ивана Михайловича, и Louise Peron-Labroue (Луиза Перон-Лабру) 0 — немецкий художник-миниатюрист 0, жила в Гамбурге 0. Последняя создала портрет княгини Евгении Сергеевны Долгорукой (урожденной Смирновой, в каталоге выставки она указана как Смирная), жены князя Ивана Михайловича. Однако в каталоге выставки представлен только портрет Евгении Сергеевны работы Вуаля, принадлежавший княгине Е. А. Долгорукой в Москве 0. Портрет Е. С. Долгорукой работы Перон-Лабру был представлен, по всей видимости, миниатюрой.

Ф. Ф.(Фридрих) Кюнель (Кинель, Кенель) (Friedrich Kühnel) (1766 – 1841) Портрет князя Александра Ивановича Долгорукова 1830-е гг. Холст, масло Местонахождение неизвестно Таврическая выставка 1905 г., № 988: собств. Сергея Евгеньевича Новикова, в имении Непейцыно, Московской губ. Атрибуция: Сообщество в VK "Русская портретная галерея" - VK [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club52196838?z=photo-52196838_457264776%2Falbum-52196838_260379300%2Frev, режим доступа: свободный. Дата обращения: 07.08.2025.
Ф. Ф.(Фридрих) Кюнель (Кинель, Кенель) (Friedrich Kühnel) (1766 – 1841)
Портрет князя Александра Ивановича Долгорукова
1830-е гг.
Холст, масло
Местонахождение неизвестно
Таврическая выставка 1905 г., № 988: собств. Сергея Евгеньевича Новикова, в имении Непейцыно, Московской губ.
Атрибуция: Сообщество в VK «Русская портретная галерея» — VK [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club52196838?z=photo-52196838_457264776%2Falbum-52196838_260379300%2Frev, режим доступа: свободный. Дата обращения: 07.08.2025.

В списке отобранных в Непецине портретов С. П. Дягилева также упоминается портрет Якова Федоровича Долгорукова (№ 2212 на Таврической выставке 0), созданный неизвестным художником.

К сожалению, в известном иллюстрированном издании Великого князя Николая Михайловича Романова «Русские портреты», в котором приводятся многие портреты, участвовавшие в выставке С. П. Дягилева, ни один из портретов из имения «Непецино» не приводится. Данное издание не является каталогом выставки: сам автор книги определяет, что

«появление настоящего издания вызвано желанием дать сборник снимков с портретов и миниатюр, писанных масляными красками, пастелью и акварельных, с целью ознакомить по возможности интересующихся этим с богатым иконографическим материалом, рассеянным по многочисленным собраниям, нередко мало доступным»0.

Два других портрета из «непецинской коллекции» С. Е. Новикова написаны неизвестными художниками. Один из них — копия (портрет князя Якова Федоровича Долгорукого), а другой, по словам С. П. Дягилева, мог быть оригиналом (портрет княгини Наталии Борисовны Долгорукой, урожденной Шереметевой, схимонахини — в каталоге Таврической выставки номер 1366 0) 0. При этом С. П. Дягилев отмечает, что «такой же портрет идет от князя Д. Н. Долгорукова и князя Н. С. Долгорукова» 0.

Неизвестный художник. Картина "Портрет схимонахини Нектарии (княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1714-1771)". Вторая половина XVIII в. Фондодержатель: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области "Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Номер в Госкаталоге: 8651868. Номер по КП (ГИК): АОМИИ КП 48. Инвентарный номер: Ж 601.
Неизвестный художник. Картина «Портрет схимонахини Нектарии (княгини Натальи Борисовны Долгорукой (1714-1771)». Вторая половина XVIII в. Фондодержатель: Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Номер в Госкаталоге: 8651868. Номер по КП (ГИК): АОМИИ КП 48. Инвентарный номер: Ж 601.

Возможно, эта работа (либо оригинал, либо ещё одна копия оригинала, с которого написана работа из коллекции С. Е. Новикова) в настоящее время хранится в музее «Художественная культура Русского Севера». Во всяком случае, существует фототипия с этого портрета, что свидетельствует о его популярности и возможности того, что портрет мог быть неоднократно повторно воспроизведен.

Судя по всему, все портреты из «Непецино» были представлены на Таврической выставке 0.

Имение «Акатьево». Контрабас Кусевицкого

Известный русский и американский (после революции эмигрировал за границу) контрабасист, дирижер и композитор Сергей Александрович Кусевицкий (1874 — 1951) имел усадьбу при сельце Акатьево Коломенского уезда на берегу Оки. Сейчас территория бывшей усадьбы занята детским оздоровительным лагерем «Орленок».

Усадьба "Акатьево" (Коломенский район) С. А. Кусевицкого (1874 - 1951). Детский лагерь отдыха "Орленок", 2017 год. Автор: Kapustin R.
Усадьба «Акатьево» (Коломенский район) С. А. Кусевицкого (1874 — 1951). Детский лагерь отдыха «Орленок», 2017 год. Автор: Kapustin R.
Усадьба "Акатьево" С. А. Кусевицкого (Коломенский район). 2017 год. Автор: Kapustin R.
Усадьба «Акатьево» С. А. Кусевицкого (Коломенский район). 2017 год. Автор: Kapustin R.

С 1894 года С. А. Кусевицкий играл на контрабасе в оркестре Большого театра (ушел из театра в 1905 году).

В 1909 году в Москве С. А. Кусевицкий основал собственный оркестр; в этом же году по предложению С. В. Рахманинова Кусевицкий организовал Российское музыкальное издательство.

Сергей Александрович Кусевицкий (Серж Кусевицкий). Фотография из Библиотеки Конгресса США. Источник: Википедия.
Сергей Александрович Кусевицкий (Серж Кусевицкий). Фотография из Библиотеки Конгресса США. Источник: Википедия.

С. А. Кусевицкий имел успех и за рубежом. Уже после эмиграции из СССР, он первым в США исполнил Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Дружил с С. С. Прокофьевым, М. Равелем, И. Ф. Стравинским, Н. Б. Обуховым. Сотрудничал с А. Н. Скрябиным до момента их разрыва.

С. А. Кусевицкий был признанным виртуозом. «Медведь, поющий соловьем» — так называли его контрабас.

После революции 1917 года усадьба «Акатьево» Коломенского уезда в числе прочих объектов по Московской губернии перешла под наблюдение Главмузея и под его учет. По данным на 1925 год, из Акатьево в бывший Английский клуб был вывезен контрабас С. А. Кусевицкого 0.

Имение «Кривякино»

На 1917 году усадьба «Кривякино» принадлежала светлейшему князю Андрею Александровичу Ливен.

По данным на 1925 год, из имения князя Ливен в Кривякино были вывезены портреты в музейный фонд и фарфор в бывшее Строгановское училище. Опись предметов к источнику, к сожалению, не прилагается 0.

Усадьба «Мещерино»

Теперь не о совсем художественно-музыкальном, но все же о не менее прекрасном.

В фондах музея «Государственный Эрмитаж» сохранился акварельный проект фасада и плана главного дома в селе Мещерине, принадлежавшему графу Шереметеву (дом построен в 1710 году 0). Акварель датирована началом XIX века, автор проекта — архитектор К. С. Орденов 0.

Дом выглядел довольно торжественно, имел башенки и парадную входную лестницу.

"Фасад и план главному дому в селе Мещеринове", принадлежавшему гр. Шереметеву. Оконишников В., архитектор Орденов К. С. Фондодержатель: Государственный Эрмитаж. Номер в Госкаталоге - 7733047, номер по КП (ГИК): КПГЭ.1949-42/2063, инвентарный номер: ЭРР-3596.
«Фасад и план главному дому в селе Мещеринове», принадлежавшему гр. Шереметеву. Оконишников В., архитектор Орденов К. С. Фондодержатель: Государственный Эрмитаж. Номер в Госкаталоге — 7733047, номер по КП (ГИК): КПГЭ.1949-42/2063, инвентарный номер: ЭРР-3596.

Несомненно, что Шереметевы и Петр Борисович Шереметев в частности, как обладатели внушительной коллекции произведений искусства держали свою коллекцию не только в других имениях, но и, конечно же, в своей древней коломенской вотчине — Мещерино. К сожалению, определить, относятся ли те или иные предметы коллекций музеев «Останкино» и «Кусково» к предметам, некогда находившимся в Мещерине, сложно — это можно только предполагать.

О «Мещеринском дворце» так писал дворянин и краевед Н. Д. Иванчин-Писарев, еще заставший этот дом (позднее, по продаже усадебного дома купеческой семье Ермаковых — богатых выходцев из шереметевских крестьян — этот дом разобрали):

«По сторонам дома некогда стояли две высокие башни, а над ним возвышалась большая статуя, изваянная из камня и представлявшая героя Азова
и Полтавы на коне, в полном вооружении, с
надписью Hostis militatum, и с годом 1711-м;
и так дом был выстроен чрез год после
Полтавской битвы, а статуя поставлена чрез два
года. Башни сломаны недавно 0, а также снята (за
ветхостию) и статуя. В доме я нашел еще двери с ландшафтами, расписанные иностранными художниками времен Петра Великого, и печные узорочные кафли, выписанные из Голландии» 0.

Из описания, как и из представленного плана, видны масштабы полета художественной фантазии при создании этого дома. И можно только предполагать, какая в этом доме была обстановка и какие произведения искусства в нем могли находиться.

Как видно, записи Н. Д. Иванчина-Писарева и акварельный проект фасада, сохранившийся в Эрмитаже, совпадают.

И если насчет проекта мещеринского «дворца» нельзя утверждать наверняка, что он хранился когда-то в усадьбе (хотя, безусловно, имеет к ней отношение), то следующий музейный экспонат локализировать можно чуть точнее.

Это План сел Мещерино и Чиркино с деревнями Боброво, Новоселки, Щербинино и Орехово, владений Д. Н. Шереметева, копия с чертежа неизвестного автора (1860-е гг.) 0, План участков земли, не вошедших в наделы временнообязанных крестьян села Мещерино (1860-е гг.) 0. Он хранится в московском музее «Останкино» — бывшей усадьбе Шереметевых.



Подписаться
Уведомить о
guest
Нажимая кнопку "Отправить", Вы даете свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ. См. Политику обработки персональных данных.
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии